Лувр, самый посещаемый музей мира, пошел еще на один рискованный, – и судя по всему успешный – эксперимент. В конце марта публике представили обновленную галерею, 400 кв.м. потолка которой расписал современный американский художник Сай Туомбли (Cy Twombly). 81-летний живописец большую часть жизни прожил под ярко-голубым небом Италии, и это совершенно очевидно при взгляде на его роспись. Впрочем, сам мастер утверждает, что вдохновлялся образцами искусства Древней Греции. До сих пор творчество американца было известно произведениями в стиле граффити, пишет газета The Daily Telegraph.

Лувр, самый посещаемый музей мира, пошел еще на один рискованный, – и судя по всему успешный – эксперимент. В конце марта публике представили обновленную галерею, 400 кв.м. потолка которой расписал современный американский художник Сай Туомбли (Cy Twombly). 81-летний живописец большую часть жизни прожил под ярко-голубым небом Италии, и это совершенно очевидно при взгляде на его роспись. Впрочем, сам мастер утверждает, что вдохновлялся образцами искусства Древней Греции. До сих пор творчество американца было известно произведениями в стиле граффити, пишет газета The Daily Telegraph.

То, что такого художника пригласили расписывать одно из самых консервативных культурных учреждений мира, – это уже само по себе что-то на грани скандала. Помнится, что когда в киоске сувениров Лувра впервые появилась книга Дэна Брауна «Код Да Винчи», дирекция с негодованием изъяла триллер из продажи как несоответствующий высокому духу храма искусства. Однако впоследствии та же дирекция нарушила другую незыблемую традицию Лувра и позволила снимать в музее эпизоды экранизации скандального сочинения Дэна Брауна. Музей заработал на этом 2,5 млн.долл. Сложнее посчитать, сколько получено от дополнительной продажи билетов, поскольку книга и голливудская версия романа породили новый поток туристов в Лувр. Появились даже тематические экскурсии в знаменитый музей по мотивам «Кода Да Винчи».

Музей Лувр принадлежит французскому правительству, однако с девяностых годов прошлого века руководство Лувра получило определенную самостоятельность в финансовом плане, а с 2003г. зарабатывать средства на свою работу сделалось обязанностью дирекции. Еще через три года доля государственного финансирования музея, составлявшего три четверти бюджета Лувра, снизилась до менее двух третей (62%). Остальные доходы поступают от разного рода благотворительных фондов и от продажи билетов. Ежедневно Лувр посещают 15 тысяч человек. Обычный дневной билет стоит 9,5 евро, вечером по средам цена снижена до 6 евро. Каждое первое воскресенье месяца вход бесплатный.

Читайте также  Во Франции законодательно запретили наказывать детей

Бюджет Лувра в 2008г. составил 350 млн. евро, из которых государство профинансировало лишь 180 млн. Нынешний директор Лувра Анри Луаретт (Henry Loyrette), возглавляющий двухтысячный коллектив музейных работников, революционизировал работу, все чаще соглашаясь предоставлять ценные экспонаты для зарубежных выставок. Так, в 2006г. Лувр одолжил 1300 работ музею в Атланте, за что получил 6,9 млн.долл., которые были потрачены на работы по реставрации музея.

При нем же роспись музейных потолков стали доверять современным художникам (в прошлом веке такое святотатство совершили лишь однажды, и тогда, в конце пятидесятых годов, исключение было сделано для знаменитого Жоржа Брака). Зато с 2007г. уже три современных живописца удостоились подобной чести: один немец, один француз, и вот теперь – американец). Роспись Сая Туомбли финансировали Фонд Janet Wolfson de Botton и Галерея Гагосяна, сообщает агентство AFP.

В день открытия обновленной галереи министр культуры Франции Фредерик Миттеран (Frederic Mitterand) возвел американского художника в рыцари ордена Почетного Легиона. Художественная ценность подобного рода проектов, видимо, будет вызывать споры искусствоведов – подобные тем баталиям, что разыгрывались два года назад из-за того, что в стенах Лувра впервые демонстрировались работы Пикассо в рамках гигантской выставки «Пикассо и Великие мастера», одновременно проходившей в трех музеях Парижа. Недовольные указывали на то, что был нарушен священный принцип организации коллекции Лувра, в которую принимаются произведения, созданные только до середины XIX века.

Но страсти улеглись, а выставка осталась в памяти и принесла Лувру немалые доходы. Вопрос в том, насколько экономический аспект деятельности музеев может оказывать влияние на принятие художественных решений, и где проходит грань, за которую заступать нельзя.

В 1983г. отец нынешнего министра культуры президент Франсуа Миттеран вызвал колоссальный шум своим решением доверить американскому архитектору китайского происхождения Пею (I.M.Pei) строительство футуристической стеклянной пирамиды во дворе Лувра. Ревнители строгости жанра возмущались тем, что современная конструкция находится в явном противоречии со строгим классическим стилем великого здания. Пирамиду открыли 15 окт. 1988г., и по прошествии двух десятилетий она воспринимается таким же символом Парижа, как сам Лувр или Эйфелева башня, вокруг которой в свое время также кипели страсти.

Читайте также  Французская компания Accor планирует в 2015 году начать строительство трех отелей в Гродно, Бресте и Борисове. Об этом сообщил сегодня во время открытия I Белорусско-французского бизнес-форума посол Беларуси во Франции Павел Латушко, передает корреспондент БЕЛТА.

Что немаловажно, пирамида Пея разгрузила вход в Лувр, и теперь в музей практически нет очередей, которые были бичом главного музея Франции до строительства пирамиды. И это при том, что уже к 2002г. количество посетителей Лувра удвоилось по сравнению с периодом до пирамиды.

По итогам 2009г. Лувр в очередной раз возглавил список самых посещаемых музеев планеты: 8,5 млн.чел. побывали в нем. Оказавшийся на втором месте Британский музей отстал от Лувра на три млн. посетителей. В десятке самых посещаемых есть еще два французских музея, американские, английские и даже южнокрейский. Российские музеи в десятку не попали.

Вполне понятно, что подавляющее большинство посетителей Лувра, как, впрочем, всех крупнейших мировых музеев, приходит под их своды для получения некоего общего впечатления. Едва ли поток туристов позволяет сосредоточенно изучать улыбку Мона Лизы, да это и не входит в планы рядового посетителя. Чтобы поток продолжал расти, музеи вынуждены думать о привлечении молодежи.

Это та же проблема, что стоит перед организаторами Олимпийских игр: приходится постоянно вводить в программу все более экзотические виды спорта, наподобие пляжного волейбола. По сравнению с Олимпиадами, музеи пока еще держатся вполне прилично.